Научная школа


ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МАРКЕТИНГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ


Научная школа «Теория и методология маркетингового управления социально-экономическими системами» основана в 1999 году на базе кафедры «Маркетинг» (сегодня это кафедра «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания»). Основателем школы является д.э.н., профессор Семеркова Любовь Николаевна. Кадровый состав школы сформирован из преподавателей, аспирантов, докторантов кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания».

С первых дней существования деятельность школы была неразрывно связана с поддержкой бизнеса в Пензенской области. Начиная с 1999 года и по настоящее время, представители школы принимают активное участие в Президентской программе по подготовке управленческих кадров. Члены научной школы Семеркова Л.Н., Пронина Н.Н. и Белякова В.А. являются экспертами программы MTP-TACIS (Евросоюз).

Преподаватель кафедры Шерстобитова Т.И. в 2005 году участвовала в программе ФЦНТП Роснаука «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. № от (РИ- 24/007). «Оценка целесообразности коммерциализации НТД».

За 2010-2015 гг. преподавателями кафедры было подготовлено и издано 18 монографий, более 90 научных статей в изданиях базы данных РИНЦ, в том числе 48 научных статей в изданиях, рекомендованных ВАК.

В настоящее время круг интересов членов коллектива научной школы охватывает практически все аспекты маркетинговой деятельности в различных сферах как крупного, так и малого бизнеса. Преподаватели кафедры являются активными участниками Клуба маркетологов, который был создан под руководством Л.Н. Семерковой в 2000 году и в настоящее время функционирует при Торгово-промышленной палате Пензенской области. В рамках его деятельности осуществляется консультирование представителей бизнеса Пензенской области, а также проводятся исследования по заказу предприятий.

Направления деятельности научной школы

д.э.н., профессор Семеркова Любовь Николаевна (зав. кафедрой, руководитель школы)

 

Оценка эффективности маркетингового управления бизнесом.

к.э.н., доцент Шерстобитова Татьяна Ивановна (зам. зав. кафедры по научной работе)

 

Маркетинговое управление бизнес-сетями в условиях экономики знаний.

к.э.н., доцент Белякова Вера Анатольевна

 

Методологические аспекты управления конкурентоспособностью бизнес-систем.

к.э.н., доцент Балахонова Елена Викторовна

 

Исследование воздействия рекламы на поведение потребителей.

к.э.н., доцент Бижанова Евгения Михайловна

 

1) Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями предприятия в современных условиях.
2) Исследование и оценка рекреационного потенциала территорий.

к.э.н, доцент Есина Людмила Борисовна

 

Маркетинговое управление туристским потенциалом региона.

к.э.н, доцент Зинченко (Латынова) Светлана Владимировна

 

Теоретические и методологические аспекты маркетингового управления процессом проектирования туристического продукта.

к.э.н., доцент Пронина Наталья Николаевна

 

Стратегическое маркетинговое планирование на промышленных предприятиях.

к.э.н. доцент Уткина Наталья Владимировна

 

Теория и методология маркетингового управления развитием сферы туризма и гостеприимства в регионе.

к.э.н., доцент Попова Елена Александровна

 

Управление процессами взаимодействия маркетинга и логистики с целью повышения экономических показателей деятельности предприятий.

Преподавателями кафедры регулярно проводится экспертиза научных работ. Так, за 2010-2015 гг. была проведена экспертиза 38 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Членами научной школы ежегодно дается более 50 отзывов на авторефераты кандидатских и докторских диссертаций. Ведущие преподаватели кафедры выступают оппонентами на защитах диссертаций на соискание ученых степеней.

Результативность научной школы

К наиболее важным научным результатам коллектива, полученным за годы деятельности, можно отнести следующее:

  1. Разработаны теория и методы концепции маркетинга взаимодействия на рынке банковских услуг.
  2. Определена специфика концепции маркетинга взаимодействия на различных отраслевых рынках
  3. Предложены методы повышения конкурентоспособности продукции пищевой промышленности.
  4. Проведен анализ маркетинговой деятельности промышленных предприятий Пензенской области.
  5. Предложены структуры и принципы управления маркетингом в сфере потребкооперации.
  6. Разработаны основы маркетингового управления в сфере туризма.
  7. Разработан механизм бенчмаркингового взаимодействия предприятий в региональной инновационной системе.
  8. Предложены методы повышения эффективности выставочной деятельности российских предприятий.
  9. Выявлены аспекты формирования системы распределения продукции промышленных предприятий.
  10. Проведена оценка целесообразности коммерциализации научно-технической деятельности.
  11. Проведено исследование инновационной активности предприятий г. Пензы.
  12. Проведены профориентационные исследования рынка труда г. Кузнецка.
  13. Предложена методика анализа конкурентоспособности торговых предприятий.
  14. Исследовано состояние и перспектив развития регионального рынка турбаз и других объектов рекреации Пензенской области.
  15. Предложена и апробирована методика потенциала взаимодействия предприятий научной и инновационной сферы.
  16. Проанализировано состояние конкурентной среды и рынка туристских услуг г.Пензы с целью выявления туристских фирм, работающих в направлении внутреннего туризма и предлагающих инновационные турпродукты.

Проводимые исследования осуществляются в рамках подготовки диссертационных работ, дипломных и курсовых проектов, по заказу бизнеса и госструктур.

Подготовка научных кадров

По научным направлениям школы защищено 28 кандидатских и 4 докторских диссертации.

Докторские диссертации:

  1. 2006 г.Лузгина О. А. «Управление диверсификацией деятельности промышленных предприятий: теория, методология, практика», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  2. 2009 г. - Калинкина Г. Е. «Маркетинговая концепция организации взаимодействия субъектов муниципального потребительского рынка города», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  3. 2012 г. - Соколова Н. Г. «Теория и методология исследования качества жизни населения города в маркетинге территории», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  4. 2014 г. - Ботнарюк М. В. «Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности морских транспортных узлов на принципах маркетинга взаимодействия», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.

Кандидатские диссертации:

  1. 2001 г.Пронина Н. Н. «Формирование системы стратегического маркетинга при реформировании промышленных предприятий», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  2. 2002 г. - Сарапова Т. Е. «Формирование системы оценки эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  3. 2002 г. - Еремина С. А. «Роль маркетинга взаимодействия на рынке банковских услуг», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  4. 2003 г. - Шерстобитова Т. И. «Формирование механизма бенчмаркингового взаимодействия предприятий в инновационной сфере», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  5. 2003 г.Тугускина Г. Н. «Формирование кадрового потенциала в условиях реструктуризации предприятий», научный консультант: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  6. 2004 г. - Хуснутдинов М. Р. «Механизм усиления потенциала брэнда в системе отношений с бизнес-партнерами», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  7. 2004 г. - Есин А.К. «Формирование маркетингового управления региональным туристско-экскурсионным комплексом», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  8. 2005 г. - Зайченко И. А. «Маркетинговое управление системой сбыта потребкооперации», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  9. 2005 г. - Купцова Н. И. «Социально-ответственная концепция маркетингового управления предприятиями, производящими игры и игрушки», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  10. 2005 г. - Соколова Е. А. «Формирование механизма маркетингового взаимодействия промышленного предприятия с поставщиком комплектующих изделий», научный консультант: к.э.н., доцент Г. Н. Быкова
  11. 2005 г. - Муравьева И. Г. «Внедрение концепции социально-ответственного маркетинга в стратегическое управление предприятиями табачной отрасли», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  12. 2005 г. - Вильгута О. Ф. «Моделирование характеристик товара с учетом потребительских предпочтений на первичном рынке жилья», научный консультант: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  13. 2006 г. - Маратканова О. Е. «Маркетинговое управление размещением предприятий розничной торговли на муниципальном уровне», научный консультант: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  14. 2006 г. - Пиканина Г. Т. «Использование маркетинговых источников в процессе повышения рыночной стоимости промышленного предприятия», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  15. 2006 г. - Попова Е. А. «Формирование системы распределения продукции предприятий, производящих изделия из сортового стекла», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  16. 2006 г. - Бижанова Е. М. «Методы повышения эффективности выставочной деятельности предприятия», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  17. 2007 г. - Латынова С. В. «Управление жизненным циклом модного продукта (на примере модной одежды)», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  18. 2007 г. - Аннин Д. В. «Маркетинговый механизм продвижения города в социально-экономическом пространстве», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  19. 2007 г. - Гамидуллаев Р. Б. «Развитие партнёрских отношений промышленных предприятий с поставщиками продукции производственно-технического назначения», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  20. 2007 г. - Семидонова Е. А. «Механизм формирования потребительской лояльности к торговой марке на рынке товаров длительного пользования», научный руководитель: к.э.н., доцент Г. Н. Быкова
  21. 2007 г. - Чёрная А. Г. «Управление маркетингом инноваций на предприятиях закрытых административно-территориальных образований», научный консультант: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова
  22. 2008 г.Есина Л. Б. «Внутренний маркетинг как инструмент повышения производительности труда персонала и качества услуг гостеприимства и туризма», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  23. 2008 г. - Рузанова И. Б. «Маркетинговая стратегия повышения конкурентоспособности обувной промышленности», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  24. 2009 г.Патрикеева Ю. В. «Маркетинговый потенциал как фактор повышения инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  25. 2010 г.Уткина Н. В. «Формирование маркетинговой системы распределения продукции потребительского назначения (на примере предприятий обувной промышленности)», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  26. 2010 г. - Антипов А. М. «Организационно-методическое обеспечение формирования процесса маркетингового управления технологической сетью», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  27. 2013 г.Улицкая Н. Ю. «Формирование и продвижение ценности земли-товара на рынке потребителей сельских территорий», научный руководитель: д.э.н., профессор Л. Н. Семеркова.
  28. 2015 г.Геращенко М. М. «Маркетинговый механизм коммерциализации инноваций (на примере медицинских изделий)», научный руководитель: д.э.н., профессор Л.Н. Семеркова.

Результаты научных исследований используются в учебном процессе при разработке новых курсов лекций, практических занятий, учебных планов, рабочих программ подготовки бакалавров по направлениям «Менеджмент (маркетинг)», «Сервис (Социально-культурный сервис)», «Туризм (Туроператорская и турагентская деятельность)», «Торговое дело (Коммерция)» и магистров по направлению «Менеджемент (Маркетинг)».

Дата создания: 17.12.2015 17:06
Дата обновления: 17.12.2015 19:15